Панельная дискуссия
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Как повлияли изменения в экономике на деятельность ландшафтных компаний; возникли ли проблемы с комплектацией проектов; как и чем заменить материалы, которые перестали ввозить из-за рубежа?
Артём Ваганов
Артём Ваганов
@clever_garden
основатель студии ландшафтного дизайна Clever garden
г. Москва

В нашей компании мы не заметили вообще никаких изменений. Даже, наоборот, звонков стало больше! Конечно, столкнулись с ограничениями по растениям. Так, некоторые сорта рододендрона, а также интересные сортовые хвойные оказались в дефиците. Пришлось искать замену. Вообще, российские питомники только на пути к выращиванию сортовых экземпляров, поэтому пока учимся обходиться видовыми вариантами с расчётом на последующую стрижку и формирование уже на объекте.

Елена Жарова
Елена Жарова
@jarovaelena
руководитель ландшафтной студии “Элитные Сады”
г. Самара

Не буду лукавить и говорить, что сезон прошёл гладко. Заказчики от нас не ушли, но всё лето до середины августа моя компания практически не работала, а я в это время занималась своим питомником. Проектные и уходовые работы нас были, но мы не озеленяли. Связано это с тем, что весной заказчики в крупных объёмах закупили стройматериалы и всё лето занимались строительством. Только к концу сезона у них появилась возможность приступить к ландшафтным работам.


Также могу отметить, что заказчики стали брать инициативу на себя: везде, где могут оптимизировать расходы, они это делают. Нам остаётся только озеленение. Но я этому рада! Зато не приходится нести ответственность за косяки подрядчиков.


Если говорить про материалы, то хочу сразу обозначить, что мы работаем на “периферии”, и дорогие дизайнерские материалы - редкость для нашего региона. Поэтому здесь мы не испытали никаких проблем: заказчик удовлетворён тем выбором, который есть на данный момент у продавцов. Исключение составляют крупномеры - в местных питомниках их мало, поэтому на рынке ощутимая нехватка. Выход здесь простой - поддерживать российского производителя и искать альтернативные варианты в дружественных странах.

Ольга Кочержук
Ольга Кочержук
@oliva_designe
ландшафтный архитектор
г. Тверь

В этом году мы не испытали никаких проблем. Все наши проекты очень долгосрочные - заказчики готовы строить свой сад ни один год, поэтому, пока ограничены какие-то ресурсы, мы занимаемся тем, что нам доступно.


Если говорить о материалах, на текущий сезон у нас не были запланированы какие-то зарубежные поставки. А что и как будет к следующему году, загадывать сложно. Поэтому пока находимся в режиме ожидания и надеемся на лучшее. В конце концов, русские люди всегда умели грамотно обходить ограничения. Думаю, этот случай не станет исключением.

Оксана Дунаева
Оксана Дунаева
@myatastudio.ru
основатель и руководитель ландшафтной студии “Мята”
г. Санкт-Петербург

Экономическая ситуация, безусловно, повлияла на деятельность моей ландшафтной студии. У нас, по сравнению с прошлым годом, стало меньше заказчиков на проектирование. Зато “качество” этих заказчиков стало гораздо выше: теперь они хотят сад “под ключ”, а не просто проект с намерением реализовать его когда-нибудь своими силами.


В этом году у нас довольно много реализаций, поэтому мы столкнулись с определёнными трудностями в комплектации заказов. Особенно это касается светильников и мощения. По свету мы нашли очень качественных и достойных китайских и российских производителей. Правда, стоимость их товаров соизмерима с европейскими материалами, и заказчики не всегда к этому готовы. По клинкеру присматриваемся к российским изготовителям. Стали чаще использовать натуральный камень для мощения, который отечественные производители изготавливают по нашим размерам. Ну а самая большая проблема - это растения. Огромный дефицит по хвойным и крупномерам. И как их заменить в самой ближайшей перспективе - пока непонятно.


Если говорить о том, как мы справляемся с трудностями, то антикризисная работа ведётся по двум основным направлениям. Первое - это проектирование. Наши проекты теперь гораздо более детализированные (сразу обращаем внимание на то, есть ли в наличии тот или иной материал) и наглядные (стали делать больше визуализаций - ночные, сезонные - и добавили видеопрогулки). А вторая важная для нас вещь - это маркетинг. Мы создали стратегию продвижения, изучаем разные каналы привлечения трафика, пробуем разные виды рекламы. В общем, для нас кризис - это, однозначно, точка роста и развития.

Ксения Коваленко
Ксения Коваленко
@x.kova
ландшафтный архитектор
г. Москва

Последние три года мы постоянно находимся в какой-то «неординарной ситуации», так что уже непонятно, с чем проводить параллели. Но в этом году мне работы хватает.

Что касается ограничений по материалам, больших проблем я не заметила. Из того, что я привыкла заказывать, всё есть. Но всё подорожало. Питомники и садовые центры, с которыми я работала, по-прежнему поставляют растения. Изменились только цены. На некоторые позиции в 2 раза... Ну ничего, плачем и платим. В поисках замен ушедшим IKEA, OBI и европейской мебели «под заказ» с неизвестными сроками, я значительно расширила свой каталог местных производителей, так что сейчас, кажется, имею даже больше вариантов для комплектации, чем раньше. Плитку приобретаем из наличия у продавцов, с поливом никаких проблем не было, а свет я уже давно покупаю у местной компании, которая изготавливает светильники по своему дизайну на производстве в Китае.


Наверное, сейчас больше всего переживаю за европейский посадочный материал. Но радует, что стало появляться много российских питомников. В них не такие крупные растения, но качество неплохое. Будем покупать районированные саженцы, поддерживать своих питомниководов.


Ещё у меня есть страх, что не будет работы. Но он всегда со мной, и заставляет делать больше. Любые изменения лично меня только мобилизуют. Хотя сначала поныть — это святое!

Яна Решетова
Яна Решетова
@reshetova.ya
ландшафтный архитектор
г. Ростов-на-Дону

В этом году я не почувствовала на себе изменений. Было ощущение небольшого замирания первые пару недель после известных событий, но потом всё вернулось на свои места. Кто-то из клиентов даже ускорился в связи с непрогнозируемой ситуацией на рынке.


В питомниках и садовых центрах нашей области в этом сезоне, как мне показалось, было достаточно посадочного материала. Что будет в следующем году, пока непонятно, но я настроена оптимистично. Думаю, ограничения удастся как-то обойти.


А вообще, во всей этой ситуации с дефицитом необычных и экзотических форм есть несколько плюсов. Мы начнём гораздо больше работать с местными растениями и сады станут более естественными и природными. И, безусловно, это отличная возможность для развития российских питомников и отрасли в целом.

Подписаться на журнал
Права на все фото и видео материалы принадлежат их владельцам. Использование в коммерческих целях запрещено.
Подписка на журнал 
Подпишитесь на наш журнал, чтобы узнавать о новых выпусках и получать полезные материалы.

Это не требует оплаты. Мы не рассылаем спам.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности