ЛАНДШАФТНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ И ПЕРСПЕКТИВА

Людмила Белых - авторитетный ландшафтный дизайнер, художник, преподаватель. Это интервью - честный и откровенный разговор про современную ландшафтную индустрию, проблемы отрасли, разницу поколений дизайнеров.

— Людмила, расскажите, как началась ваша “ландшафтная история”.


— Моя любовь с ландшафтным дизайном случилась, как и у многих, благодаря собственному саду. Я, как художник по первому образованию, занимаясь декоративно-прикладным искусством, увлеклась садом, и со временем хобби и профессия поменялись местами. Изначально в работе над садом я исходила из понятий, которые мне близки - цвет, форма, композиция, но быстро ощутила потребность в более глубоких знаниях. Однако художественное образование всегда было фундаментом.


Тогда, в нулевые, комплексное базовое образование в садовой сфере было в дефиците, поэтому многое приходилось собирать самостоятельно из всех возможных источников – курсы, книги, лекции, позже садовые школы и университет. И стоит отметить, что всю жизнь мне везло с учителями. Но любознательность, желание двигаться, и способность к сопоставлению и анализу, в том числе, и между разными творческими дисциплинами, считаю, помогли мне в продвижении в ландшафтном мире.

— Сегодня вы являетесь преподавателем и выпускаете сотни студентов. Как вы считаете, в чём главное отличие современных ландшафтных специалистов от представителей “старой школы”?


— Давайте всё же уточним, что “старая школа” – это те специалисты, работы которых впечатляют и пятьдесят лет спустя. А первая волна ландшафтных первопроходцев – это те, кто работал с конца 80-х- начала 90-х (первый номер журнала «Ландшафтного дизайн» в стране вышел в 1989 году). Начав в 2004, в этом смысле, я, видимо, принадлежу уже к третьей волне. А за последние годы пришло ещё два поколения; дизайнеров и архитекторов становится всё больше, да и сама ландшафтная отрасль достаточно сильно выросла, что не может не радовать.


У каждого поколения есть свои преимущества и ведущие функции. Мне кажется, молодежь более амбициозна и менее подвержена сомнениям, гораздо больше ориентирована в маркетинге и продвижении. И технические возможности, конечно, этому способствуют: сегодня даже можно не иметь садов – достаточно визуализаций и хорошей подачи, чтобы уже составить свое портфолио.

У современных студентов есть возможность развиваться гораздо быстрее и проще, так как есть достаточный выбор комплексного профобразования. Вопрос лишь в том, насколько оно отвечает запросам современности. Фундаментальное образование, безусловно, дает базу, но по-прежнему оставляет множество вопросов, не успевая реагировать на мировые тренды и актуальные технологии в быстро меняющемся мире. А дизайн – область, требующая постоянного апгрейда. Поэтому у сегодняшних молодых дизайнеров должна быть другая скорость трансформации в профессии, и получение новых знаний и прокачка современных навыков просто неизбежна. Недаром ускорение – один из актуальных мировых трендов. Сегодня время быстрого опыта, быстрых знаний, передачи знаний si tu si, потому мы и видим такой высокий запрос на наставничество. И здесь есть точка соприкосновения, в том числе, и разных поколений.


А так, переход из количественного в качественное неизбежен. И всегда люблю повторять, что в нашей профессии все мы двигаемся по одной и той же лестнице, просто каждый находится на своей ступени. И чем твоя ступень выше, тем больше ты осознаешь глубину и ширину горизонта в рамках профессии – главное не останавливаться. И конечно любопытство, упорство и любовь к своему делу – всегда основа любого пути, а расширение кругозора – обязательная опция дизайнера.

— Частое суждение молодого поколения ландшафтных специалистов касается снобизма более опытных коллег: есть мнение, что первопроходцы российского ландшафтного дизайна очень закрыты и предвзято относятся к тем, кто пришёл в профессию позже. Что думаете об этом?


— В чем-то эта закрытость и некий снобизм неизбежны, просто за счет разного круга общения и личных связей, да и разной базы знаний тоже. Так сложилось, что наше ландшафтное сообщество всегда состояло из некоторого количества групп. Эти группы формировались вокруг какого-то авторитета, вокруг клубов или фестивалей, отдельных ландшафтных школ. И клановость тоже есть, это правда. Естественным образом, люди, которые начинали еще в “те времена”, за многие годы сдружились, сформировали прочные профессиональные связи.


Значит, нужно больше точек соприкосновения, мероприятий, которых дают возможность встречаться разным поколениям дизайнеров и творчески «переопыляться», создавать качественную атмосферу обмена мнениями и навыками.

Впрочем, я не помню, чтобы нас в своё время кто-то водил за ручку: самостоятельно впитывали, слушали, изучали, анализировали, и, прежде, чем многие из тех, чьи работы я когда-то изучала в журналах и на выставках, стали моими друзьями, был пройден долгий путь и проделана немалая работа, в результате чего синергия произошла сама собой. И сегодня в моем кругу есть коллеги совершенно разных поколений.


И если говорить обо мне, я с большим удовольствием читаю лекции для специалистов разного уровня, в том числе, начинающих, открыто делюсь знаниями и опытом и очень радуюсь, когда вижу любознательность и, в хорошем смысле слова, жадность к знаниям у молодых специалистов. А некое деление профессионального сообщества на группы – это, данность и социальная норма. Но у нас всегда есть возможность успешного и эффективного взаимодействия.

— Если говорить о проблемах индустрии, на что бы вы обратили внимание в первую очередь?


— Пожалуй, на общественные пространства. Как говорит многоуважаемая мной Марина Владимировна Крячко (ландшафтный аналитик и архитектор из Харькова), именно в этой сфере совершаются качественные прорывы в ландшафтной архитектуре, и именно она является прямым показателем уровня ландшафта в стране. Многое качественно сдвинулось, сменился художественный язык (правда, один набор стандартных образов заменяется другим, но это уже другая тема). Текущее состояние самых значимых общественных объектов нового времени опять наводит на грустные мысли. Да и ситуация в регионах местами очень сильно отличается от столичной, и многое сводится к устаревшим приёмам не самого лучшего исполнения. А ведь общественные территории формируют, в том числе, запрос на частные сады, на массовый дизайн, воздействуя на восприятие максимального числа людей. И чем выше будет насмотренность населения, тем выше будет запрос и уровень ландшафтного дизайна в целом.


В настоящий момент, как профотрасль в целом, мы отстаём от архитекторов, интерьерщиков или даже от флористов – по инновационности, глубине и неординарности поставленных задач и решений, как бы ни печально и неприятно было это слышать. И те же выставки наглядно это доказывают. Но верю, что новому поколению редизайна предстоит этот разрыв сокращать.

Большое видео-интервью с Людмилой смотрите на YouTube канале Екатерины Шульце.
Подписаться на журнал
Права на все фото и видео материалы принадлежат их владельцам. Использование в коммерческих целях запрещено.
Подписка на журнал 
Подпишитесь на наш журнал, чтобы узнавать о новых выпусках и получать полезные материалы.

Это не требует оплаты. Мы не рассылаем спам.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности