— Мария, как вы пришли в ландшафт?
— Честно говоря, я не выбирала ландшафт - он сам меня выбрал. Я росла в творческой семье, закончила экологический лицей в Москве, занималась в студии “Икебана” при японском посольстве, где нас на вполне серьёзном уровне обучали работе с растениями. В лицее читали лекции из программы Московского Государственного Университета Леса, с которым у нашего лицея был заключён контракт. Именно в этот вуз я и поступила, окончив его в 1998 году. Мыслей выбрать какую-то профессию вне сферы ландшафта, даже не возникало.
— Какой была “зелёная отрасль” в то время?
— В 90-е годы ландшафтная сфера в России только начала зарождаться, а из ландшафтников были, в основном, только наши преподаватели. Собственно, мы и Тимирязевская академия. И один питомник растений “Европарк”. Ну и на мою первую работу меня тоже взял мой преподаватель - Юрий Вячеславович Разумовский.
Заказчиками ландшафта тогда были “новые русские”. Сейчас можно сказать, что то, чем мы занимались в то время, по большому счёту, было халдейство - ландшафтный дизайн во всём этом прослеживался весьма отдалённо. Безусловно, у многих ландшафтников были амбиции и стремления, но культура взаимодействия с заказчиком, да и уровень самих садов, тогда оставляли желать лучшего. Вот так мы, ландшафтные дизайнеры нулевых, очень неумело и неуверенно протаптывали себе путь в профессии, даже не до конца осознавая, куда мы идём.
— А в какой момент уровень развития ландшафтной отрасли стал расти? Как случился переход от халдейства к серьёзному бизнесу?
— В найме я проработала около 8 лет. А потом почувствовала готовность создать свою компанию. И вместе с личностным ростом очень органично происходил и переход к более интересным проектам и более осознанным заказчикам. Здесь всё идёт изнутри: когда ты сам перестаёшь сомневаться в себе, становишься уверенным и ощущаешь свою ценность как специалиста (а это, безусловно, приходит с опытом), тогда и заказчик начинает тебя ценить, прислушиваться. Так растёт и качество садов - твоих и, в целом, в регионе, стране. И вот этот переход от желания непременно угодить заказчику к уверенности в своих решениях и возможности отстаивать свою позицию как раз приводит к правильному распределению ролей между специалистом и клиентом, а, как следствие, развивается сама отрасль.
— Что вы думаете про ландшафтное образование - его прошлое, настоящее и будущее?
— Если говорить про мой опыт, я очень благодарна ЛесТеху. У нас была хорошая фундаментальная программа, которая дала понимание о разных направлениях профессии. Однако сейчас я часто слышу, что “ЛесТех уже не тот” - его же объединили с Бауманкой, и, вероятно, качество образования, действительно, изменилось. Но для меня это не повод не идти в вуз - база, безусловно, нужна.
Одна из очевидных проблем фундаментального образования - это недостаточное количество практики. У нас были геодезические вылазки, дендрология, работа в совхозах, розариях, практика по черенкованию и прочие агрономические занятия. Но для ландшафтного дизайнера очень важно получить ещё опыт в проектировании, рисовании, чертежах, в познании ландшафта, как искусства. Возможно, этого Университет леса не давал в полной мере.
Но здесь есть ещё одна важная тема: образование - это навык! Учиться надо уметь. Потому что если человек не готов учиться, какой бы прекрасный вуз он ни выбрал, результата не будет. Если говорить обо мне, я взяла из университета очень многое - но не всё. Сделаем скидку на возраст.
Наверное, отчасти, поэтому сейчас и набирают большую популярность различные курсы - каждый из нас заполняет свои пробелы, и замечательно, что современный мир даёт нам эти возможности. Что касается дополнительного образования, здесь я придерживаюсь позиции, что на каждый продукт есть свой покупатель. И каждый курс имеет право на существование.
Но моё личное мнение заключается в том, что где бы ты ни учился, без собственного опыта ты не станешь профессионалом. Только работа “в полях” способна отшлифовать все навыки и знания и раскрыть вашу индивидуальность, ваш талант и ваше собственное “Я” в профессии.
— Вы сказали, что в ЛесТехе не хватило практики именно в создании садов. Те, кто заканчивал архитектурные университеты, наоборот, жалуются на слабую агрономическую базу. Получается вечная дилемма - или растения, или архитектура. Что вы думаете на этот счёт?
— Знаете, я не люблю считать сметы. И никогда этого не делаю - сметами занимается мой муж, он же финансовый директор. Я не люблю инженерные расчёты - ими занимается инженер. Если у меня возникают вопросы с защитой растений, я знаю, к кому обратиться. Зато у меня есть то, что я всей душой люблю и с удовольствием делаю - проектирование садов. Есть ли смысл объединять в себе все многочисленные направления ландшафтного дизайна? Я думаю, нет. Обладать общим пониманием - да. Но сильно углубляться необходимости не вижу. Опять же, лучше прокачивать свою уникальность в том, что тебе близко и интересно.
— Возвращаясь к дополнительному образованию, вы сказали, что каждый курс имеет право на существование - а как быть с некачественными обучающими продуктами?
— Я предлагаю брать ответственность за всё, что с тобой происходит, на себя. Если вы прошли курс и поняли, что он не стоил своих денег - это ваш опыт: в следующий раз нужно более внимательно отнестись к выбору.
Да и потом, понятие качества всегда относительно: для вас какой-то продукт может оказаться бесполезным, а для кого-то станет настоящим открытием. Некоторые курсы вообще направлены не на профессионалов, а на любителей - и это прекрасно. У меня недавно была заказчица, которая как раз прошла программу по основам ландшафтного дизайна - чисто для себя - и мне было очень легко найти с ней общий язык, потому что у человека есть понимание вопроса.
— А вы сами проходите какие-то курсы?
— Я очень уважаю авторские программы. И выбор свой делаю всегда по рекомендациям людей, которым доверяю. Шикарная программа по цветникам у Людмилы Белых, лучший по дендрологии - Александр Сапелин, интересный курс по принципам построения природно-растительных сообществ у Владимира Колесника в СОГЭЦУ (с удовольствием слежу за этой школой и программами, которые она предлагает).
— Как бы вы оценили уровень подготовки современных дизайнеров? Как вы относитесь к мнению, что ландшафтные специалисты старой закалки намерено обособляются от молодого ландшафтного сообщества?
— Нужно понимать, что все люди разные. Есть талантливые молодые дизайнеры, есть те, кто лично мне не очень близок. Уровень профессиональной подготовки ни в наше время, ни сейчас не определялся качеством преподавания в вузе или на каком-то курсе: важно то, насколько ты готов учиться и работать, впитывать знания и получать опыт. И чем больше мотивации и желания у человека, чем больше он делает, тем лучше его результат. Так было всегда.
А что касается обособленности, я думаю, это просто стереотип. Конечно, я дружу с теми, кто начинал в одно время со мной - но не потому, что не хочу общаться с молодым поколением дизайнеров, а потому, что с моими ровесниками у меня много общего - интересы, опыт, восприятие. Но никакого разделения я не вижу - мы одно большое ландшафтное сообщество, которое с каждым годом растёт и развивается, что не может не радовать.